antoin (antoin) wrote,
antoin
antoin

Category:
  • Mood:
  • Music:

История в цифрах.

Всегда любил сравнивать разные исторические цифры, особенно размеры армий и потерь. Отличаться они могут кардинально (поэтому всегда презирал историков, которые приводят только одну точку зрения).

Возьмём, например, битву при Азенкуре. Относительно армии англичан из английских первоисточников можно извлечь цифры от 5 900 (Gesta Henrici Quinti) до 10 000 (The Great Chronicle of London). Все бургундские источники говорят об армии более 10 000, а французские даже о более крупном размере (например, секретарь Карла VI и канцлер Карла VII des Ursins говорит о 38 000).
По французской армии английские источники говорят то о 60 000 (Gesta Henrici Quinti), то о 140 000 (Thomas Walsingham), все бургундские говорят о 50 000. Бывший на битве Jehan de Wavrin насчитал 28 400. Самый подробный французский источник, написанный спустя 38 лет (Herald of Berry) насчитал 10 000.
У Шекспира 12 000 островитян, 60 000 лягушатников, и выпендрёжная речь Генриха V "We few, we happy few, we band of brothers!" (замечательно как получается у Вильяма нашего Шекспира — Ричард III оказывается кровожадная скотина, а Генрих V — лыцарь без страха и упрёка, а вовсе не засранец, который сжигал пленных и раненых в сараях по доброй английской традиции).
Современные английские историки, обожающие героического Генриха V, хором утверждают, что французов было больше в три раза, а то и в шесть раз, считая, что верны только самые благоприятные для этой легенды источники. Выделяется из этой акапеллы Anne Curry с книгой Agincourt, A New History (July 2005), которая обнаружила много новых данных, например, списки личного состава и бухгалтерские документы английской армии, и по её мнению на поле сражались 12 000 французов против 9 000 англичан. Казалось бы, спор можно закрывать до появления новых источников. Но разве англичане когда либо легко расставались с мифами о своей крутости? Juliet Barker в своей книге Agincourt: The King, the Campaign, the Battle (October 2005) пишет что в курсе находок Анны Карри, но найденные документы не кажется ей заслуживающими доверия (конечно, мемуары гораздо достовернее какой-то там бухгалтерии) и ваще соотношение сил 4:3 не укладывается в традиционную картину битвы, так что под Азенкуром 6000 англичан героически победили 36 000 французов, а всё остальное ересь.

Ну или возьмём Варфоломеевскую ночь.
В Microsoft Encarta '95 самый большой разнос — там написано, что было убито от 2 до 100 тысяч гугенотиков и разбирайтесь сами, в Париже или во всей Франции.
The 15th edition of Britannica (1992) тоже не блещет: от 2 до 70 тысяч, но есть пояснение, что меньшая цифра взята по мнению некоего католика, а большая от гугенота, герцога Сулли.
The 11th edition of Britannica (1911) поувереннее: 50 000 убитых по всей Франции.
Davies, Norman, Europe A History (1998): 2000 в Париже.
Catholic Encyclopedia: 2000 в Париже; 6000-8000 по всей стране.
Richard Dunn, The Age of Religious Wars 1559-1715: 3000 в Париже, 10000 в провинциях.
Helen Ellerbe, The Dark Side of Christian History: 10000 убитых непонятно где.
Fox's Book of Martyrs, Ch.IV: 10 000 в Париже, 6 000 в Руане, 100 000 по всей стране.
Motley (1814-1877), Rise of the Dutch Republic: 5 000 в Париже, от 25 000 до 100 000 по всей стране.
Rummel, Rudolph J., Death By Government (1994): 36 000 убитых.
Trager, People's Chronology: 50 000 убитых.

В среднем выходит: 3 000 в Париже; 36 000 по всей стране.
К сожалению, большинство авторов не указывают, откуда такие цифры взяли. Впрочем, и о наличии разногласий тоже часто не говорят, просто приводят наиболее симпатичную циферку. Вообще, считаю неправильным, что католики уменьшают числа, а протестанты преувеличивают. Должно быть наоборот. Католики должны гордиться, что так много замочили, а протестанты должны стыдиться, что так позорно слили. Кстати, забавно что мы пишем «Варфоломеевская ночь», а англоязычные авторы, например — «Варфоломеевский день».

30,89 КБ
Sir John Everett Millais. Mercy: St. Bartholomew's Day, 1572


В принципе, это ещё не самые большие колебания. Рекордсменом по-любому является численность индейцев доколумбовой Америки: разные историки её оценивают от 8 до 145 миллионов в зависимости от требуемой степени покаяния.

P.S. На самом деле ничего сегодня писать не планировал, только эту картинку хотел повесить, но как-то вдруг пографоманил. Монахиня на картинке, кстати, какая-то неправильная. Видно, что англиканин писал.
Tags: Англия, Франция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 119 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →