antoin (antoin) wrote,
antoin
antoin

Рождество, пост и бедняки в Англии конца XVI века

Говорят, вербовщики и пахари в XVI веке по всей Европе мечтали о разном. Земледельцы молились о богатом урожае, а капитаны о голодных годах, ведь только тогда скудное жалование могло заманить в солдаты достаточно бедняков. Раз так, то конец XVI века был исключительно удачен для тех, кто звал записываться под королевские знамёна. Ещё с середины столетия зимы становились всё дольше и злее, а лета и осени холоднее. Одновременно продолжало увеличиваться население, давно переплюнув цифры, которые были до Чёрной Смерти. Сельское хозяйство и так не успевало производить достаточно еды, а холода и вовсе уменьшили урожайность, ведь переход на более морозоустойчивые культуры не мог произойти быстро. В итоге к концу века перенаселение и холода привели к катастрофическим последствиям.

В Англии неурожай и голод 1595 года современники сочли самым страшным за всю известную им историю. Они не знали тогда, что 1596 и 1597 будут ещё тяжелее, поскольку их придётся встречать уже без запасов с прошлых лет. Первой реакцией правительства, естественно, стало регулирование рынка зерна: контроль над поставками из-за границы, сдерживание цен, жёсткие наказания для тех, кто придерживал зерно в ожидании ещё большего роста цен... А с наступлением зимы вниз летели указания усилить заботу о голодающих. Например, на Рождество 1596 года тайный совет напомнил архиепископам Кентерберийскому и Йоркскому о том, что в эти тяжёлые времена королева Елизавета с повышенным вниманием заботится о бедных, и священникам тоже надо усилить работу в этом направлении, ибо нерадивые будут наказаны.

Честно говоря, сам по себе английский кризис конца XVI века не так уж интересен. Важнее то, как суровые зимы позволили увидеть несколько примечательных особенностей тогдашнего общества:

- несмотря на прогресс в земледелии и существенное расширение пашен за счёт осушения болот и вырубки лесов, Англия в то время ещё не была достаточно крепка на излом: основная часть общества и в хорошие годы думала не о вкусе еды, а о питательности, поэтому ели очень однообразно, один неурожай зерна был трагедией, повторный неурожай означал невероятное количество голодных смертей;

- в то время не существовало государственной системы социальной помощи, поэтому соответствующие функции ложились на церковь, ведь она была единственной организацией, имевшей филиалы и персонал во всех городах и сёлах (а в Англии она ещё и подчинялась только королю), так что могла организовать сбор и раздачу еды и денег, причём успехи её на этом поприще очень впечатляют — ещё бы, образованность и дисциплина творят чудеса;

- общество воспринимало неурожай и голод прежде всего как наказание за грехи, а потому и лорды, и простолюдины совершенно искренне спешили помогать страждущим ради искупления — например многие лорды сами закупали за границей зерно для раздачи его неимущим и устраивали бесплатные обеды, а простые домовладельцы старались приглашать к себе в дом голодных соседей;

- церковь вела себя довольно прагматично, и основную задачу видела не столько в духовном очищении, сколько в насыщении голодных — с этой целью священникам приказывали читать проповеди о необходимости смыть грехи добрыми делами и пожертвованиями, а также о важности поста вместо пиров (была игра слов fast и feast), поскольку пост облегчал раздачу излишков еды бедным (интересно, что в период поста нужно было уменьшать общее количество съеденного, а не просто отказываться от каких-то видов продуктов), но церковники не ограничивались выступлениями с амвона и сами ходили по домам жителей с большими мешками;

- постепенно начинает развиваться и светская социальная помощь параллельно с церковной, например во многих местах городские советы устанавливали, сколько людей должен бесплатно кормить за своим столом домовладелец с определённым уровнем достатка;

- из-за многочисленных злоупотреблений человеческой добротой церковь стала призывать делиться именно едой и одеждой, а не деньгами, причём желательно было кормить на месте, а не давать с собой;

- в первую очередь граждан просили помогать тем своим землякам, которые всегда честно работали, но лишь по объективным обстоятельствам остались без куска хлеба «и теперь стыдятся просить милостыню», а не лентяям и тем более профессиональным нищим, которые работать никогда не хотели и лишь пользовались моментом для гастролей сразу по десяткам сёл и городов;

- местным бедолагам, известным как люди трудолюбивые и честные, церковь в эти годы даже давала «лицензии» на попрошайничество, а «понаехавших» бродяг полагалось прогонять, но в итоге всё зависело от ситуации: там, где голодала половина местных жителей, пришлым нечего было ловить, а в более благополучных районах к ним относились спокойно.

Ранее: Рождество английских королей

Прошу помнить, что я ставлю точку в своих заметках именно там, где кончается моё желание или (что чаще) возможность дальнейшего углубления темы. Не стоит просить добавления каких-то подробностей или списка литературы для самостоятельного изучения темы. Когда позволит время, всё интересное будет раскрыто в следующих заметках (или оно уже было раскрыто в предыдущих), а в остальном гугл действительно великая штука.
Tags: Англия, еда и выпивка
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 63 comments