Томас ([info]antoin) wrote,
@ 2009-06-01 14:57:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Current music:Ensiferum - Lady in Black
Entry tags:Испания, Россия

Наш человек в Гишпании

«В Ишпанском Государстве великородные и всяких чинов люди платье носят черное, строеньем особым при иных землях. Они же носят при себе по две: шпаги одна мерная добре, а другая короткая, и ту шпагу короткую скрыто носят. Во нравах своеобычны, высоки. Большая часть их ездят в каретах. Неупьянчивы: хмельного питья пьют мало, и едят по малу ж.
В Ишпанской земле будучи, Посланники и все Посольские люди в шесть месяцев не видали пьяных людей, чтоб по улицам валялись, или идучи по улицам, напився пьяны, кричали.
Домостройные люди, наипаче всего домашний покой любят. В иные земли для купечества мало ездят, потому что изо всех земель привозят к ним товары всякие, которые им надобны, а у них за те товары золото и серебро емлют и на деревянное масло меняют и на Ишпанское вино и на лимоны, потому что много добре в Ишпании родится масла деревянного и вина Ишпанского и лимонов. А больше всех в Государстве их промысл чинят Голландской земли купецкие люди и живут домами в городах Ишпанских».

Да уж, поразили гишпанцы Петра Ивановича Потёмкина, первого русского посла в Испании со времён посланников Василия III. Сам Потёмкин, хотя и не повторял подвиг русского посла в Швеции 1608 года (который поразил шведов, упившись водкой до смерти), испанцев тоже поразил. Иначе с чего бы это Хуан Карреньо де Миранда его портрет нарисовал (правда, не во время первого посольства 1667-1668 гг., а во время второго — в 1681 г.):

</a>
от попытки представить подобного дядьку среди испанцев конца XVII века голова кругом идёт


Потёмкин стал единственным иностранным представителем, удостоившимся подобной привилегии при Карле II. Правда, говорят, что до сих пор этот портрет висит в Прадо с табличкой «Иванович, русский посол».

Больше всего, правда, мне нравится то, что произошло с Потёмкиным в 1668 г. при выезде из Испании на знаменитой испанской таможне. Местный чиновник то ли не знал о нормах международного права, то ли (скорее всего) прикинулся не знающим, и потому заявил, что послы должны платить купеческую пошлину за провоз через границу шитых золотом одежд и икон в драгоценных окладах. Стольник Потемкин и дьяк Румянцев были несколько огорчены, и выразили возникшее чувство несправедливости следующим образом: «Враг креста Христова, как ты не устрашился так говорить!.. Скверный пёс, не токмо было тебе с тех пречистых и святых икон пошлины имать, и с посольского платья и с рухляди никоими меры имать было не мочно, потому: посланы мы от великого государя нашего, от его царского величества, к великому государю вашему, к его королевскому величеству, для великих их государских дел и для братской дружбы и любви; а купецких людей и товаров никаких с нами нет, для того и пошлин тебе с нас имать было не мочно. И видя твое безстыдство и нрав зверский, как псу гладному или волку несыту, имущу гортань восхищать от пастырей овцы, так тебе бросаем золото, как прах». Сам покойный Иван Васильевич восхитился бы этим слогом, благо тоже был мастак. После этой дипломатической ноты пришлось снять с икон оклады и оставить их для получения дозволения продолжить путь.



(121 comments) - (Post a new comment)


[info]a_koukheras
2009-06-01 12:08 pm UTC (link)
Производит впечатление исключительно могучего человека.

(Reply to this) (Thread)


[info]antoin
2009-06-01 12:11 pm UTC (link)
Ну так. Потемкин (1617 – ок.1700) был заметным и очень талантливым дипломатом. А начинал военным - воеводой в русско-польской войне 1654-1656 гг. взял Люблин и крепость Канцы. В дальнейшем много куда ездил с поручениями, например во Францию. Обильно описывал впечатления, чем и ценен.

(Reply to this) (Parent)


[info]amicus_hg
2009-06-01 12:12 pm UTC (link)
Да, слог великолепный :). Жаль что у нас уже тексты дописаны - но я все равно в копилку утащу, может пригодится что-то на будущее.

(Reply to this) (Thread)


[info]antoin
2009-06-01 12:15 pm UTC (link)
мне вот это больше всего нравится: "Если не пришлешь послов - миру не бывать; нам же к тебе послов посылать не подобает. Мы из снисхождения к тебе пишем: если хочешь, чтобы мы тебя пожаловали и от сношения с наместниками освободили, то пришли к нам своих великих послов бить челом и отблагодари нас за это великим делом, насколько сможешь; тогда мы тебя пожалуем и от наместников освободим; а, не дав выкупа, ты у нас этого не добьешься.
А что ты писал к нам лай и дальше хочешь лаем отвечать на наше письмо, так нам, великим государям, к тебе, кроме лая, и писать ничего не стоит, да писать лай не подобает великим государям; мы же писали к тебе не лай, а правду, а иногда потому так пространно писали, что если тебе не разъяснить, то от тебя и ответа не получишь. А если ты, взяв собачий рот, захочешь лаять для забавы - так то твой холопский обычай: тебе это честь, а нам, великим государям, и сноситься с тобой - бесчестие, а лай тебе писать - и того хуже, а перелаиваться с тобой - горше того не бывает на этом свете, а если хочешь перелаиваться, так ты найди себе такого же холопа, какой ты сам холоп, да с ним и перелаивайся. Отныне, сколько ты не напишешь лая, мы тебе никакого ответа давать не будем." -- Иван Грозный, Второе послание шведскому королю Юхану III(1573)

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]amicus_hg, 2009-06-01 12:20 pm UTC
(no subject) - [info]antoin, 2009-06-01 12:53 pm UTC
(no subject) - [info]amicus_hg, 2009-06-01 01:05 pm UTC
(no subject) - [info]antoin, 2009-06-01 01:10 pm UTC
(no subject) - [info]amicus_hg, 2009-06-01 01:13 pm UTC
(no subject) - [info]fra_raimond, 2009-06-01 12:25 pm UTC
(no subject) - [info]lil_shenandoah, 2009-06-01 12:59 pm UTC
(no subject) - [info]silly_sad, 2009-06-01 01:06 pm UTC
(no subject) - [info]lil_shenandoah, 2009-06-01 01:09 pm UTC
(no subject) - [info]fra_raimond, 2009-06-01 01:38 pm UTC
(no subject) - [info]lil_shenandoah, 2009-06-01 01:42 pm UTC
(no subject) - [info]lilibay, 2009-06-01 01:33 pm UTC
(no subject) - [info]antoin, 2009-06-01 01:38 pm UTC

[info]golovastik_lj
2009-06-01 12:23 pm UTC (link)
Вот у Вас было, во времена стародавние http://antoin.livejournal.com/636794.html

(Reply to this) (Thread)


[info]antoin
2009-06-01 12:31 pm UTC (link)
а я уж и сам это забыл :)

(Reply to this) (Parent)


[info]balda_balda
2009-06-01 12:25 pm UTC (link)
"неупьянчив" -- прекрасно!! жаль, поздно узнал. а то бы вставил. "...алатристе, славного редкостно высокой толерантностью к алкоголю, сиречь неупьянчивостью, на этот раз долго тошнило в углу..."

(Reply to this) (Thread)


[info]dmsh
2009-06-01 12:27 pm UTC (link)
От толерантности и неупьянчивости в одном предложении у меня взрывается мозг ;)) Почти как в сериале про Ивана Грозного получается

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]balda_balda, 2009-06-01 04:02 pm UTC
(no subject) - [info]dmsh, 2009-06-01 05:25 pm UTC
(no subject) - [info]antoin, 2009-06-01 05:42 pm UTC
(no subject) - [info]dmsh, 2009-06-01 06:05 pm UTC
(no subject) - [info]antoin, 2009-06-01 07:34 pm UTC
(no subject) - [info]dmsh, 2009-06-01 08:10 pm UTC
(no subject) - [info]antoin, 2009-06-02 04:17 am UTC
(no subject) - [info]dmsh, 2009-06-02 04:49 am UTC
(no subject) - [info]antoin, 2009-06-02 04:54 am UTC
(no subject) - [info]snorri_di, 2009-06-02 04:24 pm UTC
(no subject) - [info]balda_balda, 2009-06-01 08:18 pm UTC
(no subject) - [info]dmsh, 2009-06-01 08:30 pm UTC
(no subject) - [info]antoin, 2009-06-01 12:52 pm UTC
каждое слово -- как на меди высече... - [info]balda_balda, 2009-06-01 03:58 pm UTC
Кто о чем - [info]dmsh, 2009-06-01 05:09 pm UTC
Re: Кто о чем - [info]balda_balda, 2009-06-01 08:21 pm UTC
Re: Кто о чем - [info]dmsh, 2009-06-01 08:26 pm UTC
Re: каждое слово -- как на меди высече... - [info]antoin, 2009-06-01 05:38 pm UTC
Re: каждое слово -- как на меди высече... - [info]balda_balda, 2009-06-01 08:24 pm UTC
Re: каждое слово -- как на меди высече... - [info]antoin, 2009-06-02 04:18 am UTC
(no subject) - [info]lilibay, 2009-06-01 05:04 pm UTC
(no subject) - [info]antoin, 2009-06-01 05:42 pm UTC

[info]dmsh
2009-06-01 12:25 pm UTC (link)
Оклады-то потом вернули, или как?

(Reply to this) (Thread)


[info]antoin
2009-06-01 12:34 pm UTC (link)
вы как-то плохо думаете об испанской таможне, раз полагаете что они могут что-то вернуть :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]dmsh, 2009-06-01 12:48 pm UTC
(no subject) - [info]antoin, 2009-06-01 12:57 pm UTC
(no subject) - [info]dmsh, 2009-06-01 01:03 pm UTC
(no subject) - [info]antoin, 2009-06-01 01:11 pm UTC
(no subject) - [info]dmsh, 2009-06-01 01:24 pm UTC

[info]fra_raimond
2009-06-01 12:27 pm UTC (link)
//и все Посольские люди в шесть месяцев не видали пьяных людей, чтоб по улицам валялись, или идучи по улицам, напився пьяны, кричали

Я так понимаю, это было самое удивительное, что видел Ivanovich в Испании? 8-))

(Reply to this) (Thread)


[info]antoin
2009-06-01 12:36 pm UTC (link)
Не, больше всего - "кляштор Скурьяла" (Эскориала) и севильский кафедрал поразили.

А так скукотища же...

"Июня в 16-й день стояли в местечке селе Венкамиле.
Того ж числа поехали из местечка Венкамиля, и стояли в городе Бургусе.
Того ж числа, приезжал к Посланникам Бургуса города Воевода, Маркез, со многими дворяны, а говорил: Для Великого Государя вашего, Его Царского Величества братские дружбы и любви к Великому Государю нашему, к Его Королевскому Величеству, приехали к вам Посланником поклониться и ваше здоровье видеть.
Стольник Петр и Дьяк Семен им говорили: На вашем приятстве, что вы к нам приехали, почитаючи Великого Государя нашего, Его Царского Величества пресветлое имя, челом бьем.
Июня в 17-й день поехали Посланники из Бургуса; провожали их воеводы и дворяне Королевского Величества за город с версту.
Июня в 18-й день стояли в местечке Марраду-Девре.
Июня в 19-й день стояли в городе Виктории.
Июня в 20-й день стояли в местечке Арцывлесте.
Июня в 21-й день стояли в местечке Тонусе.
Июня в 22-й день стояли в местечке Виллафранке.
Июня в 23-й день стояли в местечке Толузе.
Июня в 24-й день стояли в местечке Аурсоне."
и так далее

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]fra_raimond, 2009-06-01 12:43 pm UTC
(no subject) - [info]dmsh, 2009-06-01 12:49 pm UTC
(no subject) - [info]antoin, 2009-06-01 12:50 pm UTC
(no subject) - [info]dmsh, 2009-06-01 01:04 pm UTC
(no subject) - [info]antoin, 2009-06-01 01:12 pm UTC

[info]lil_shenandoah
2009-06-01 12:29 pm UTC (link)
"Домостройные люди, наипаче всего домашний покой любят."

Круто приложил колониальную державу, ничего не скажешь. :)

(Reply to this) (Thread)


[info]fra_raimond
2009-06-01 12:34 pm UTC (link)
А что, все логично - самые неусидчивые по колониям разъехались (особо сопротивлявшихся признаваться в любви к странствиям - развезли принудительно), а в метрополии как раз домостройные и остались 8-)

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]lil_shenandoah, 2009-06-01 12:38 pm UTC
(no subject) - [info]fra_raimond, 2009-06-01 12:41 pm UTC
(no subject) - [info]lil_shenandoah, 2009-06-01 12:55 pm UTC
(no subject) - [info]antoin, 2009-06-01 12:40 pm UTC
(no subject) - [info]lil_shenandoah, 2009-06-01 12:44 pm UTC
(no subject) - [info]antoin, 2009-06-01 12:46 pm UTC
(no subject) - [info]lil_shenandoah, 2009-06-01 12:48 pm UTC

[info]severr
2009-06-01 12:39 pm UTC (link)
http://severr.livejournal.com/67443.html

(Reply to this)


[info]kis_kisych
2009-06-01 01:18 pm UTC (link)
«Иванович, русский посол»

Как странно. Запомнили не имя, не фамилию, а отчество.

(Reply to this) (Thread)


[info]fvl1_01
2009-06-01 02:27 pm UTC (link)
Да ладно - мы от иностранцев то же по кускам запоминаем - то титул, то полфамилии переврем :-(

Вот кто вспомнит без гугля фамилию герцога Бэкингема из "Трех мушкетеров" :-). Хотя нет, этого еще вспомнят. А вот фамилию герцога Медина-Сидония который Армадой командовал? То же "Иванович" типичный...







(Reply to this) (Parent)

(no subject) - [info]a_koukheras, 2009-06-02 07:42 am UTC
(no subject) - [info]freakup, 2009-07-22 01:13 pm UTC
(no subject) - [info]kim_noir, 2009-06-02 01:44 pm UTC

[info]nikolamsu
2009-06-01 01:20 pm UTC (link)
На редкость солидный дядька на картине.

З.Ы. [Грустно] Не сочтите ретроградом, но все же жаль, что такую красотень мы не сохранили в больших количествах -- хотя бы просто для представительских надобностей :-)

(Reply to this) (Thread)


[info]antoin
2009-06-01 01:26 pm UTC (link)
да вообще жаль что у нас до 18 века и художников тких хороших не было.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]nikolamsu, 2009-06-01 01:38 pm UTC
(no subject) - [info]antoin, 2009-06-01 01:43 pm UTC
(no subject) - [info]nikolamsu, 2009-06-01 03:34 pm UTC
(no subject) - [info]antoin, 2009-06-01 05:35 pm UTC
(no subject) - [info]fvl1_01, 2009-06-01 02:29 pm UTC
(no subject) - [info]nikolamsu, 2009-06-01 03:36 pm UTC
(no subject) - [info]fvl1_01, 2009-06-01 03:43 pm UTC
(no subject) - [info]antoin, 2009-06-01 05:36 pm UTC
(no subject) - [info]antoin, 2009-06-01 05:31 pm UTC
(no subject) - [info]fvl1_01, 2009-06-01 06:05 pm UTC
(no subject) - [info]ctpahh_u_k, 2009-08-14 06:20 am UTC
ничего не меняется
[info]mos_art
2009-06-01 01:40 pm UTC (link)
гишпанские таможенные мужеложцы как-то отобрали у нашей компании весь алкоголь, купленный в нуёркском дьюти, во время стыковки в мадриде.

(Reply to this) (Thread)

Re: ничего не меняется
[info]antoin
2009-06-01 01:44 pm UTC (link)
остаётся надеяться, что методы борьбы с таможенниками там тоже не изменились

(Reply to this) (Parent)

Re: ничего не меняется - [info]freakup, 2009-07-22 01:14 pm UTC
Re: ничего не меняется - [info]mos_art, 2009-07-22 01:29 pm UTC
Re: ничего не меняется - [info]freakup, 2009-07-22 01:41 pm UTC

[info]diana_spb
2009-06-01 03:01 pm UTC (link)
Спасибо!

(Reply to this)


[info]ru_antifem
2009-06-01 03:22 pm UTC (link)
> русского посла в Швеции 1608 года (который поразил шведов, упившись водкой до смерти)

отравили небось басурмане проклятые да байку выдумали.

(Reply to this) (Thread)


[info]antoin
2009-06-01 05:32 pm UTC (link)
тоже вариант, а то и войну накликать можно, вот и отмазались

(Reply to this) (Parent)


[info]shakko_kitsune
2009-06-01 03:40 pm UTC (link)
нет, висит полным именем.
но в книжке про Карреньо Миранду, буквально сегодня, собственными глазами видела как это испанское имя звучит в их варианте:
Pedro Iwarnowitz Potemkin - через "r" в отчестве.

(Reply to this) (Thread)


[info]antoin
2009-06-01 05:33 pm UTC (link)
может изначально байка, а может поменяли в последнее время

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]shakko_kitsune, 2009-06-05 11:30 am UTC
(no subject) - [info]antoin, 2009-06-05 11:33 am UTC
(no subject) - [info]shakko_kitsune, 2009-06-05 11:44 am UTC

[info]krysochka
2009-06-01 04:20 pm UTC (link)
А глазищи-то... Почти как эльгрековский Св. Павел.

(Reply to this)


[info]honestlil
2009-06-01 05:43 pm UTC (link)
Я помнила, что это был умный и сильный человек, толковый дипломат, а вот на портреты никогда как-то не натыкалась. Портрет таковое впечатление скорее подтверждает (разумеется, с поправкой на его парадность).
спасибо.
В остальном - история с окладами прекрасна. Широкий жест надо уметь правильно оформить.

(Reply to this)


[info]elf_ociten
2009-06-01 06:39 pm UTC (link)
а карл 2-й видимо был не таким идиотом, как его представляют)))

(Reply to this) (Thread)


[info]antoin
2009-06-01 07:36 pm UTC (link)
ему во время первого визита посла 7 лет было:)

(Reply to this) (Parent)


[info]catherine_catty
2009-06-01 08:28 pm UTC (link)
Этот портрет очень хорошо в Прадо смотрится. Испанцы на портретах все такие чинные, суровые, в черных нарядах. И вдруг наш дядька в красном.

(Reply to this) (Thread)


[info]antoin
2009-06-02 04:14 am UTC (link)
приятное чувство наверно:)

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]catherine_catty, 2009-06-02 04:57 pm UTC
(no subject) - [info]catherine_catty, 2009-06-02 05:04 pm UTC
(no subject) - [info]antoin, 2009-06-03 04:45 am UTC
(no subject) - [info]catherine_catty, 2009-06-03 07:12 pm UTC

[info]zibel77
2009-06-02 04:19 am UTC (link)
Гм. А какие в то время у России могли быть интересы в сношении с Испанией? Всё же на тот момент далековато и слабосвязанно.

(Reply to this) (Thread)


[info]antoin
2009-06-02 04:20 am UTC (link)
а вот были
как и со всеми прочими европейскими странами

(Reply to this) (Parent)

(no subject) - [info]elf_ociten, 2009-06-02 08:56 am UTC
(no subject) - [info]zibel77, 2009-06-02 05:01 pm UTC

[info]maxnechitaylov
2009-06-02 12:02 pm UTC (link)
http://www.archive.org/details/archaeologiaopt151sociuoft

поглядь пунты 8 и 13 в журнале

(Reply to this)

Офф
[info]alwin
2009-06-03 06:28 am UTC (link)
Ну как, на сегодня планы не меняются? :)

(Reply to this) (Thread)

Re: Офф
[info]antoin
2009-06-03 06:46 am UTC (link)
судя по всему, надо будет перенести на неопределённое время - вчера на роликах катался и вывихнул на этот раз правую руку :(

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: Офф - [info]alwin, 2009-06-03 06:47 am UTC
Re: Офф - [info]antoin, 2009-06-03 06:52 am UTC
Re: Офф - [info]alwin, 2009-06-03 06:53 am UTC
Re: Офф - [info]antoin, 2009-06-03 06:57 am UTC

[info]marie_stuart
2009-06-14 03:07 pm UTC (link)
"Больше всего, правда, мне нравится то, что произошло с Потёмкиным в 1668 г. при выезде из Испании на знаменитой испанской таможне."

Описание этого эпизода я встречала у Сергея Цветкова. Автор относит его ко времени второго посольства и выставляет в невыгодном свете французскую таможню.
http://www.erlib.com/Сергей_Цветков/Великое_неизвестное/4/

Составители ББЭ на dic.academic тоже обвиняют французов.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/103571/Потемкин

Не будучи профессиональным историком, я затрудняюсь определить, кто больше заслуживает доверия.
Как я понимаю, Вы процитировали личные воспоминания князя Потёмкина? Он мог приврать и приукрасить свою речь?

(Reply to this) (Thread)


[info]antoin
2009-07-03 09:34 am UTC (link)
я цитировал описание первого посольства, составленное самим Потёмкиным. Естественно, он мог приукрасить.
Книги сейчас у меня нет, так что я не могу уточнить, Арран был испанским или французским городом. Я так понял что испанским - вроде бы там просто написано что порубежный, а чей не сказано.

(Reply to this) (Parent)


(121 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…