Томас ([info]antoin) wrote,
@ 2008-06-02 15:22:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Current music:Whitesnake 2008
Entry tags:игры, право

Монополия как средство пропаганды, наживы и освобождения.
Вместо эпиграфа -- (While playing Monopoly) Anya: Yeah! Come on Buffy, stay. I wanna bankrupt somebody!!! (с) Buffy the Vampire Slayer series



Самая продаваемая в мире игра имеет очень говорящее название, и не только потому, что в ней так важно устанавливать монополии на недвижимость одной цветовой группы. История её создания напрямую связана с грязным монополизмом, а также представляет некоторый юридический интерес.

Первый изобретатель «Монополии» фактически неизвестен, разные источники называют разных людей. Главное, что к Великой Депрессии «Монополия» уже бродила по Америке, оставаясь чистой самодеятельностью. Поле рисовали от руки, копии не покупали, а срисовывали у друзей, правила незначительно отличались, названия игры придумывались самые разные, а в клетки с недвижимостью вписывали улицы и авеню родных городов. Например, под названием The Landlord's Game в 1904 году её запатентовала некая Лиззи Мэги. Потом появилось название Auction Monopoly, которое сократилось до Monopoly.

Игра в то время имела суровое идеологическое значение. Одни её распространители считали несправедливым и вредным для общества извлечение дохода от сдачи в аренду недвижимости, а потому считали, что эта игра поможет все уяснить, что спасение граждан США только в единой федеральной ставке ренты. Другие распространители выступали за преодоление социального неравенства и считали игру способом показать, как в рыночной экономике богатые становятся богаче, а бедные только беднее. Так что многие игровые клетки имели специфически социалистическую направленность или обличали мир наживы и чистогана. Свою лепту внесли и квакеры — по религиозным соображениям они исключили из игры аукционы и ввели фиксированные цены на покупку недвижимости (изначально всё покупалось только по методу аукциона, в действующих правилах «Монополии» аукцион применяется в определённых ситуациях). В целом же, все игроки считали, что такая анти-монополистическая игра должна распространяться бесплатно, и никто не должен продавать права на неё крупному издателю, чтобы она развивалась, как шахматы.

Всё изменилось с приобщением к игре Чарльза Дэрроу, по случаю Великой Депрессии наслаждавшегося вынужденной безработицей и уймой свободного времени. В то время вообще многие играли в «Монополию» — больше всего наслаждались ей те, у кого тогда не было реальных денег. Дэрроу для начала стал рисовать копии будущей «Монополии», печатать правила на машинку и продавать наборы друзьям по себестоимости (4 доллара, примерно 50 долларов на современные). Когда оказалось, что желающих купить игру очень много, Дэрроу решил зарабатывать на ней, запатентовал игру и предложил самодельные наборы нескольким магазинчикам в Филадельфии. Спрос оказался так велик, что Чарльз захотел продать права на издание крупной фирме. Он написал в Parker Brothers. Оттуда ему ответили отказом, мол, у вас в игре пятьдесят две фундаментальные ошибки, идёт она слишком долго, правила слишком сложные и вообще ясной цели у игроков нет.
Дэрроу обиделся и занялся производством игры самостоятельно, изготовив с помощью друга 5 000 печатных копий игры. Игры были размещены в ещё большем количестве магазинов, популярность «Монополии» опять выросла. Сарафанным радио игра долетела до дочки одного из братьев Паркеров, основателей и тогдашних владельцев фирмы. Дочка рассказала про игру маме, мама рассказала папе, а папа послушал своих женщин и пошёл купить себе копию игры. Распробовав, он тут же пригласил Чарльза Дэрроу в офис своей компании и сделал тому предложение, от которого нельзя было отказаться. Эпохальная сделка состоялась. Интересно кстати, что именно тогда упрямый Паркер выторговал у Дэрроу право вкладывать в коробку и описание ускоренной игры.



Далее Дэрроу на роялти от «Монополии» стал первым миллионером среди изобретателей игр, и ничего интересного с ним больше не произошло. А вот Parker Brothers начинали кампанию «Останется только один!». Сначала они перекупили у Лиззи Мэги права на The Landlord's Game за 500 долларов (один тогдашний доллар стоил как 15 нынешних): ей больше нужны были не деньги, а выпуск её игры в неприкосновенном виде, так что Паркеры выпустили несколько сотен наборов и забыли об этом конкуренте. Потом Паркеры купили права на другой аналог «Монополии» — Finance за 10 000 долларов. В 1935 году они посетили изобретателей отдельных правил игры и скупили права вместе с остававшимися старыми игровыми наборами. В 1936 году Паркеры начали судебный процесс против Руди Коупленда, который распространял ещё один аналог Монополии, Inflation, обвинив его в нарушении патентных прав. Тот подал встречный иск, стороны долго ругались, и в итоге Паркеры купили у Коупленда права за 10 000 долларов.

Самая мощная тяжба была в 1974 году, когда профессор экономики, доктор Ральф Анспач решил выпустить изобретённую им игру «Анти-Монополия». Правила её действительно напоминали «Монополию», но во многом и отличались, кроме того он считал правила «Монополии» народным творчеством, не подлежащем защите. Прожжёные акулы капитализма, Паркеры занимали в то время 57-е место в рейтинге крупнейших корпораций США и не собирались терпеть попытку откусить от их золотого пирожка. «Анти-Монополии» собирались устроить большие продажи, но Паркеры пригрозили исками всем, кто будет её продавать и подали в суд на Анспача. Того вызвался защищать один неплохой адвокат, Карл Персон, и дело длиной в десять лет началось...
Дважды суды нижних инстанций выносили решения против Анспача. Но мужик пошёл на принцип, заложил дом для уплаты судебных издержек и продолжил гнуть свою линию. В итоге взятый измором Верховный Суд США в 1984 году присудил ему победу, и полмиллиона копий Анти-Монополии было продано в тот же год. Но всё только начиналось...


карточки из Анти-Монополии


Империя нанесла ответный удар, когда Паркеров купила Hasbro Inc., компания, которая тогда захапала 80% рынка настольных игр в США. Думаете Хасбро стала судиться опять? Всё было гораздо проще. Она вступила в «Мюнхенский сговор» с двумя крупнейшими сетями, продающими игры, Toys 'R' Us и Kmart, по условиям которого те обязались не покупать аналоги игр Хасбро у других производителей. Дела у Анти-Монополии тут же пошли плохо. Анспач и Персон начали жаловаться в Федеральную Торговую Комиссию на нарушение норм антимонопольного (антитрастового, если буквально по-американски) законодательства, припомнив Хасбро и Паркерам целый ворох грязных сделок, случаев прямого давления, демпинга и уничтожения независимых производителей. Пока что это обращение даже не было рассмотрено всерьёз.



Сами же производители Монополии говорить о монопольных делах не любят, зато обожают рассказывать всем известную историю того, как Монополия помогала бежать из немецкого плена солдатам союзников во время Второй Мировой (которая впрочем полностью правдива). В коробки от монополии прятали карты, напечатанные на шёлке (не шуршат, не размокают, легко складываются, не треплются), среди фишек были маленькие настоящие компасы, среди денег - настоящие деньги нескольких государств. Всё делалось в единственной комнате у лицензионного производителя Монополии в Англии. Потом через Красный крест это передавали заключённым в лагерях. Немцы это приветствовали - во-первых потому что вместе с этим еду заключённым давали, то есть меньше их можно было кормить, во-вторых, немцы читали что игры займут заключённых в свободное время, вместо планов побегов. Лётчикам например англичане прямо давали инструкции что попадёте в плен - ищите "монополию" и get free out of jail :). Сколько точно так убежало неизвестно, но прилично.



З.Ы. В свете этого забавно смотреть на отечественные клоны «Монополии», например, богопротивный «Менеджер» (на дизайн без тошноты не взглянуть, зато с ВВП и Лужком на коробке), сайт которого обливает дифирамбами его российского «изобретателя». Интересно, закупили они лицензию или однажды и до них дотянутся длинные руки капитализма...



(Post a new comment)


[info]kamilla_de_b_t
2008-06-02 12:28 pm UTC (link)
Оччень познавательно. Но на мой взгляд дизайн с Петром 1 гораздо круче... Аж страшно делается...

(Reply to this) (Thread)


[info]antoin
2008-06-02 01:18 pm UTC (link)
только от Петра? Мне - ото всех их вариантов

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]kamilla_de_b_t, 2008-06-02 01:23 pm UTC
когда мне было лет 12
[info]me_flapper
2008-06-02 12:30 pm UTC (link)
на отдыхе в Пицунде мы сами рисовали что-то "Монополеподобное" и увлеченно в это играли (а взрослые в это время резались в покер и преф)
Помню, одной из самых ценных фирм был Адидас, всяким Стандард Ойлам до него было как до неба

(Reply to this) (Thread)

Re: когда мне было лет 12
[info]antoin
2008-06-02 12:37 pm UTC (link)
в то время вообще чуть ли не каждый, поигравший в Монополию или её клон, рисовал что-то подобное, если не мог достать свою копию :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: когда мне было лет 12 - [info]_mamuda_, 2008-06-02 01:46 pm UTC
видимо Вы намного меня младше - [info]me_flapper, 2008-06-02 01:50 pm UTC
Re: видимо Вы намного меня младше - [info]_mamuda_, 2008-06-02 01:56 pm UTC
Re: видимо Вы намного меня младше - [info]tyr_the_gunner, 2008-06-02 08:27 pm UTC
Re: видимо Вы намного меня младше - [info]antoin, 2008-06-02 02:00 pm UTC
Re: видимо Вы намного меня младше - [info]memento_mary, 2008-06-10 02:14 pm UTC
Re: когда мне было лет 12 - [info]max_kitsch, 2008-06-02 01:57 pm UTC
Re: когда мне было лет 12 - [info]antoin, 2008-06-02 01:59 pm UTC
Re: когда мне было лет 12 - [info]tyr_the_gunner, 2008-06-02 08:28 pm UTC

[info]mcarrow83
2008-06-02 12:33 pm UTC (link)
Скорее всего дотянутся.

(Reply to this)


[info]onsamyj
2008-06-02 12:37 pm UTC (link)
«Миллионер», а не «Менеджер», я название перепутал.

(Reply to this) (Thread)


[info]antoin
2008-06-02 12:40 pm UTC (link)
я так пошукал, вроде бы там правила изменены
в общем, capitalist demon сказал "Монополию!", а я не хотел протестовать. Издана она у нас точно лучше, ибо минималистична как оригинал. Ещё бы названия улиц не меняли на русские, но это они где угодно так делают, даже в лондонской версии например.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]onsamyj, 2008-06-02 12:45 pm UTC
(no subject) - [info]antoin, 2008-06-02 01:17 pm UTC
(no subject) - [info]onsamyj, 2008-06-02 01:25 pm UTC
(no subject) - [info]antoin, 2008-06-02 01:42 pm UTC
По-пиратски это Yarrr! - [info]onsamyj, 2008-06-02 01:47 pm UTC
Re: По-пиратски это Yarrr! - [info]antoin, 2008-06-02 01:54 pm UTC
(no subject) - [info]onsamyj, 2008-06-02 01:57 pm UTC
(no subject) - [info]antoin, 2008-06-02 02:01 pm UTC

[info]lengu
2008-06-02 12:45 pm UTC (link)
А ведь в СССР ходили какие-то расчерченные от руки версии "монопольки"... :) - именно на тему капиталистической экономики

Смутно помню, что кузены в это играли. Откуда те "монопольки", интересно, брались?

(Reply to this) (Thread)


[info]lengu
2008-06-02 12:55 pm UTC (link)
А всё, прочла :)

http://antoin.livejournal.com/777554.html?thread=9238098#t9238098

А что за история с побегом от немцев, тогда?

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]antoin, 2008-06-02 01:04 pm UTC
заключенные концлагеря, - [info]me_flapper, 2008-06-02 01:07 pm UTC
Re: заключенные концлагеря, - [info]antoin, 2008-06-02 01:11 pm UTC
можно вопрос от не знающей историю - [info]me_flapper, 2008-06-02 01:25 pm UTC
Re: можно вопрос от не знающей историю - [info]antoin, 2008-06-02 01:31 pm UTC
Re: можно вопрос от не знающей историю - [info]dry_from_omsk, 2008-06-03 05:20 am UTC
Re: можно вопрос от не знающей историю - [info]mcarrow83, 2008-06-03 05:40 am UTC
Re: можно вопрос от не знающей историю - [info]wolfschanze, 2008-06-03 01:08 pm UTC
Re: можно вопрос от не знающей историю - [info]mcarrow83, 2008-06-03 01:11 pm UTC
Re: можно вопрос от не знающей историю - [info]wolfschanze, 2008-06-03 01:12 pm UTC
(no subject) - [info]lengu, 2008-06-02 01:29 pm UTC
(no subject) - [info]antoin, 2008-06-02 01:31 pm UTC
(no subject) - [info]lengu, 2008-06-02 02:09 pm UTC

[info]capsolo
2008-06-02 12:50 pm UTC (link)
Отличная игра, да.
Спасибо, интересно было почитать историю!

(Reply to this)


[info]vladimirgin
2008-06-02 01:02 pm UTC (link)
Да, замечательная игра. Кстати, там далеко не все зависит от случайности броска кубика - многое можно вернуть правильной торговлей или обменом фирм.

(Reply to this) (Thread)


[info]antoin
2008-06-02 01:04 pm UTC (link)
да, кубики там менее важны чем умение играть

(Reply to this) (Parent)


[info]sam_newberry
2008-06-02 01:19 pm UTC (link)
> всем известную историю того, как Монополия помогала бежать из немецкого плена
Мне неизвестна эта история. Можно подробностей?

(Reply to this) (Thread)


[info]antoin
2008-06-02 01:20 pm UTC (link)
выше я в каментах кратенько пересказал,
вот нашёл подробнее http://www.mentalfloss.com/blogs/archives/10021

(Reply to this) (Parent)

(no subject) - [info]sam_newberry, 2008-06-02 01:21 pm UTC
(no subject) - [info]onsamyj, 2008-06-02 01:55 pm UTC
(no subject) - [info]antoin, 2008-06-02 01:57 pm UTC
(no subject) - [info]onsamyj, 2008-06-02 01:59 pm UTC
(no subject) - [info]antoin, 2008-06-02 02:02 pm UTC
(no subject) - [info]onsamyj, 2008-06-02 02:03 pm UTC
(no subject) - [info]sam_newberry, 2008-06-02 02:17 pm UTC

[info]rabid_worg
2008-06-02 01:53 pm UTC (link)
Рисование собственной версии "монополии" - чуть ли не обязательное дело в нашей школе было.
Я, помню штук пять нарисовал.
Хорошо что правил сейчас не помню, но подозреваю, что они весьма отличались от исходных :)

(Reply to this)


[info]vzaliva
2008-06-02 04:35 pm UTC (link)
А вот на выходных тоже Монополию сфотографировал:

Monopoly in the park

(можно кликнуть чтобы увеличить)

(Reply to this)


[info]mcarrow83
2008-06-03 05:44 am UTC (link)
У меня был Ленинградский Меенджер. Там были ЛОМО, гостиница Астория и т. д. И деньги миллионами. А у соседа монополия с разными видами фишек (дома,корабли и т.д.) Со всяким Плаццо дель торо, короче перевод. Играть могли в нее по полдня.

(Reply to this) (Thread)


[info]goodwin45
2008-06-04 12:54 pm UTC (link)
У меня тоже был Менеджер. И еще ещё более простенький "Кооператив"(там игрались не известные брэнды, а что-то вроде "булочная", пирожковая" и т.п.)
Но в первй раз я столкнулся с Монополией в школе. Мы рисовали на двойном листе бумаги флаги стран. Страны имели цену...
Классная игра была=)

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]mcarrow83, 2008-06-04 01:02 pm UTC
(no subject) - [info]voevoda, 2008-06-05 12:27 pm UTC

[info]ru_antifem
2008-06-03 07:17 am UTC (link)
интересно, а что мешает кому то запатентовать шашки или шахматы и требовать со всех денег?

(Reply to this) (Thread)


[info]antoin
2008-06-03 07:19 am UTC (link)
новизны не будет точно
Паркеры просто ведь сумели деньгами откупиться от всех протестующих

(Reply to this) (Parent)


[info]ecoross1
2008-06-04 05:51 am UTC (link)
Спасибо!

(Reply to this)


[info]new_user_name
2008-06-04 01:20 pm UTC (link)
"один тогдашний доллар стоил как 15 нынешних)"

ну нельзя же так бездумно тырить инфу из старых источников

нынешний доллар гораздо более дешевле тогдашних, чем в 15 раз

соотношение даже больше, чем 30

(Reply to this) (Thread)


[info]antoin
2008-06-04 01:25 pm UTC (link)
http://www.measuringworth.com
считайте сами

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]new_user_name, 2008-06-04 01:31 pm UTC
(no subject) - [info]new_user_name, 2008-06-04 02:02 pm UTC
(no subject) - [info]new_user_name, 2008-06-04 01:37 pm UTC

[info]vlad_bo
2008-06-04 07:13 pm UTC (link)
О, «Монополия»… Эта игра, прошла через всю мою жизнь, об этом можно роман написать…
В больницах, летних лагерях, в санаториях — в неё играли везде. Правда она была самодельная: на альбомных листках, раскрашенная фламастерами, вместо улиц — фирмы, которых было много, правила чуть отличались, да и называли её «Бизнес», но это была именно она, «Монополия».
Потом я увидел, какая она на самом деле. Правда, тоже рисованая, самодельная, но любовно сделанная и по возможности точная вплоть до рисунков на карточках. Потом играл уже на компьютере, но это было уже не то: никакой интриги…

(Reply to this)


[info]ru_antifem
2008-06-05 10:02 pm UTC (link)
не подскажете, есть ли на русском языке тексты действующих сейчас законов из права безбожных мусульман, например Аравии?

(Reply to this) (Thread)


[info]antoin
2008-06-06 06:11 am UTC (link)
есть
см в магазинах юридической книги

(Reply to this) (Parent)


[info]freakup
2008-06-24 08:23 am UTC (link)
играл в монополию с 1989 (ещё рисованная) и 1990 (оригинальная)
в наши клоны тоже поиграл ) ужасный говноменеджер и вполне пристойный "бизнес"

(Reply to this)

(Reply from suspended user)

[info]ce_xu
2008-08-14 07:43 am UTC (link)
а у нас был чудесный НЭП, с "севрюгой", "арабскими скакунами" и бриллиантами. и худшее из наказаний - "застрять в театре"

(Reply to this) (Thread)


[info]lunarrainbow
2008-11-09 03:51 pm UTC (link)
+101.
Можно было приобрести ресторан "Яръ".
И даже сохранился :)

(Reply to this) (Parent)


Create an Account
Forgot your login?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…