Томас ([info]antoin) wrote,
@ 2008-04-03 11:43:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Current music:Es schlägt ein fremder Fink im Land
Entry tags:Германия, Скандинавия

Солдаты Густава Адольфа

После провала операции по захвату Пярну и экспедиции в Польшу, шведский король Густав II Адольф учинил суровые реформы способа комплектации всей королевской конницы и всей королевской рати. Денег у Швеции не было, так что наёмники не были вариантом. Сидеть на печи тоже некогда было, король спешил похватать какие-нибудь богаты порты на Балтике, чтобы получить достойный источник дохода.
И вот в 1620 году появляется «Ордонанс военнослужащих», в котором регистрируются все подданные мужеска пола старше 15 в каждом приходе. Их делят на десятки и объявляют, что рекрутировать будут столько, сколько надо, чему дисциплинированные шведы не сопротивляются. Швеция (включая те области, которые сегодня называются Финляндия) была поделена на 8 рекрутских районов, каждый район — на 2-3 провинции, каждая провинция поставляла один провинциальный полк, каждый провинциальный полк делился на 3 полевых полка по 2 батальона из 408 человек.
С 1623 года с рекрутских районов стали требовать и тяжёлую кавалерию, полевой полк которой состоял из 2 эскадронов по 175 человек, потом на эти рельсы встала и артиллерия (последней как самая профессиональная часть любого войска того времени). Лёгкую кавалерию комплектовали проще — фермер мог любым способом предоставить королю полностью экипированного всадника, а ему за это снижали налоги. Всей этой системой заведовал Военный совет, эмбрион будущего военного министерства.

На уровне простых людей это выглядело так: деревня Быгдея в северной Швеции с 1621 по 1639 год послала 230 юношей на войны в Польше и Германии, вернулось пять калек, остальные погибли в королевских походах.

130,61 КБ


Густав Адольф высадился в Германии и вступил в Тридцатилетнюю войну в компании 13 000 солдат, и выше этого количества доля шведов в шведской армии потом почти не поднималась, наоборот падала катастрофически. Положение шведов улучшали только протестантские союзники и наёмники, именно так Густав Адольф выполнял договор с Ришельё, по которому обязался собрать армию из 30 000 на французские деньги (что именно делать с этой армией ему не указывали — Ришельё решил, что как бы шведы не поступили, Габсбургам лучше не станет)
Если сравнить результаты рекрутского набора с тем, как собирали наёмничьи армии, то оказывается, что например Валленштейн один раз моментом собрал 30 000, второй раз молниеносно преподнёс королю 50 000, а третий раз вообще вынул из кармана 70 000 солдат. Качество их было, конечно, хуже, чем у шведов, да и денег оно требовало много (Валленштейн нажился на скупке за бесценок земель, конфискованных у протестантов после начала войны), но размер всё же имеет значение. Тилли и Валленштейн достойно выдерживали сражения, их поражения не назвать катастрофами в отличие от Нордлингена для шведов, но зато переигрывали Густава в манёврах вчистую. Шведы постоянно испытывали проблемы с линиями снабжения, а их маленькая армия не могла эффективно контролировать территорию: гарнизон крепости в 5 000 это по-любому минус 5 000 из армии, и армию в 70 000 наёмников это ослабит гораздо меньше, чем армию в 20 000 отлично подготовленных профессионалов. К моменту открытого вступления в войну Франции с шведами было уже практически покончено.

В итоге же получилось так, что шведы вынесли на своих плечах основную тяжесть войны, понесли серьёзные потери (видел подсчёт -- до полумиллиона солдат, но это как-то слишком много), а основные плюшки потом собрали французы, кинув шведам подачку в виде нескольких приморских городов. Интересно, что бы сказал Густав, если бы дожил до этого.



(17 comments) - (Post a new comment)


[info]svinobaza
2008-04-03 08:52 am UTC (link)
Сколько человек жило в Швеции в первой половине 17 века? Какую долю составляли эти 230 юношей среди мужского населения деревни?

(Reply to this) (Thread)


[info]antoin
2008-04-03 09:26 am UTC (link)
по приблизительным подсчётам 2,500,000
в 1620м в деревне было 500 мужчин и 600 женщин в возрасте от 15 до 59 лет, в 1640м 365 и 655 соответственно
при этом в 1620 женаты были 50% мужчин старше 20, в 1640м - 100%, так что деревня живёт до сих пор

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]svinobaza
2008-04-03 09:33 am UTC (link)
Да, подсократил добрый король мужское население деревеньки.

"при этом в 1620 женаты были 50% мужчин старше 20, в 1640м - 100%"
Женатым давали отсрочку или освобождение от почетного долга или нет?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]antoin
2008-04-03 09:38 am UTC (link)
не давали

(Reply to this) (Parent)


[info]unrealcolonel
2009-03-06 02:06 am UTC (link)
Т.е. - треть первоначального мужского населения. Если экстраполировать это соотношение на всю Швецию, выходит не так уж далеко от полумиллиона - где-то тысяч 400.

(Reply to this) (Parent)


[info]trubkokur
2008-04-03 09:01 am UTC (link)
Вот так всегда. Хитрый кардинал использовал благородного короля!

(Reply to this) (Thread)


[info]antoin
2008-04-03 10:30 am UTC (link)
ну как можно кардиналу-католику не облапошить короля-протестанта!

(Reply to this) (Parent)


[info]_mamuda_
2008-04-03 12:04 pm UTC (link)
да, Решелье молодец - нашел ручки за каштанами в костер лазить.!
стратежно!

(Reply to this)


[info]snorri_di
2008-04-03 12:20 pm UTC (link)
Как думаешь, чья заслуга в победе при Нордлингене, Тилли или инфанта Фердинанда?

(Reply to this) (Thread)


[info]antoin
2008-04-03 12:24 pm UTC (link)
Заслуга там тех кто рельно командовал - Маттиаса Галласа и советовавшего ему маркиза Леганеза.
А Тилли несомненно аплодировал им с небес и кричал браво, аккомпанируя себе арфой.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]snorri_di
2008-04-03 12:41 pm UTC (link)
Да-да, конечно, Галлас. На автомате пишу Тилли (хорошо хоть не Валленштейн :-)).

(Reply to this) (Parent)

шведы должны благодарить своих королей
[info]eugene_gu
2008-04-03 02:47 pm UTC (link)
>шведы вынесли на своих плечах основную тяжесть войны, понесли тяжелейшие потери...
*************************************
За это шведы должны быть очень благодарны своим королям Густав-Адольфу и Карлу XII!
Ведь именно они настолько обескровили и ослабили Швецию своими бесполезными войнами 17-18 веков, что она, выбитая с ведущих ролей во внутриевропейской политике, избежала бремени участия в более разрушительных и кровопролитных войнах 20 века.

(Reply to this) (Thread)

Re: шведы должны благодарить своих королей
[info]antoin
2008-04-03 04:29 pm UTC (link)
Ну, если Карл 12 был авантюрист, то Густав действовал верно. Те порты, что он захватил на балтике до 30 летней войны, приносили прибыли чуть ли не больше годового бюджета Швеции, не говоря об оттяпанном у Дании контроле над проливом.
Просто в Германии ему надо было действовать стратегичнее, а не устраивать забеги леммингов вглубь континента, с постоянными метаниями обратно для защиты тонкой линии снабжения.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

И я о том же.
[info]eugene_gu
2008-04-03 06:10 pm UTC (link)
>Те порты, что он захватил на балтике до 30 летней войны
*******************************
И я о том же: в результате 30-летней войны шведам не досталось "плюшек", соразмерных приложенным усилиям и понесённым жертвам.

(Reply to this) (Parent)

Re: шведы должны благодарить своих королей
[info]ru_antifem
2008-04-04 06:22 pm UTC (link)
самим шведам не очень то нравилось быть подданными второсортного государства, существовавшего лишь по милости других - Российской ли империи, которой было лениво до конца их прихлопнуть или других великих гос-в, которые не хотели, чтобы Россия завоевала Швецию.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

шведам не очень то нравилось?
[info]eugene_gu
2008-04-04 06:25 pm UTC (link)
>самим шведам не очень то нравилось
*********************
Откуда это?

(Reply to this) (Parent)


[info]insurgent07
2009-09-21 06:30 pm UTC (link)
Что то все думают про союз "Франция - Швеция" в тридцатилетней войне, как про удачную комбинацию Ришелье.
Цитаты: "Ришелье молодец- нашел ручки за каштанами в костер лазить... Хитрый кардинал использовал благородного короля.."
Мне кажется, это слишком "узкий" взгляд на ситуацию. :)
В тридцатилетней войне дела постепенно шли к тому, что германские протестантские княжества - государства стали бы объединяться вокруг Швеции. И рейх возник бы не в 1860 - 1870, а в 1630-1650. Швеция именно за счет успешного участия в войне, стала ядром, вокруг которого пошло бы объединение.
От создания такой федерации = Швеция + германские княжества остальной Европе точно бы ничего хорошего не было. Сначала бы от поляков ничего не осталось, потом досталось бы остальным соседям . Но гибель Густава Адольфа поставила крест на создании объединенного протестантского государства.
Так что большие потери шведов в свете создания некоей новой империи оправданы. Хочешь войти в "высший свет", стать гегемоном - надо платить :). Примеров масса. Та же Россия сильно напряглась в Северной войне, относительные потери были, думаю, побольше шведских в тридцатилетнюю. Римляне в борьбе за гегемонию в Средизимноморье пережили кровавые 1-ю и 2-ю пуническую войну.
И возможно, если бы не гибель Густава Адольфа, французы лет через 30-50 кусали бы себе локти , что сами спонсировали создание новой скандинавско - германской империи. :)
Насчет французов и Ришелье: Да, возможно Ришелье решил схитрить - вступить в войну попозжа.Тем более Франция на рубеже 1620- х , в самый разгар тридцатилетней войны была занята внутренней войной с гугенотами,
НО потом, когда все же французы вступили в войну, шведы были уже ослаблены. И имперцы могли основное внимание уделить французам . Если не ошибаюсь, армии католической лиги доходили до Парижа.

(Reply to this)


(17 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…