Томас ([info]antoin) wrote,
@ 2006-09-25 15:07:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Current mood:"Инквизиция нашла вас. Мужайтесь"
Entry tags:Испания

Заказное убийство в XV веке.

В XV веке в Испании началась широкая реформа прежней инквизиции, и постепенно в различных областях стали учреждаться трибуналы нового образца, намеренные действовать более сурово, нежели прежние. Дошла очередь и до Арагонского королевства. Томас де Торквемада назначил инквизиторами Сарагосской епархии брата Гаспара Хуглара, доминиканского монаха, и доктора Педро Арбуеса д'Эпилу, каноника митрополичьей церкви, королевский указ предписал провинциальным властям оказывать им всю необходимую помощь, и два святых отца отправились на место службы.
Ряду жителей еврейского происхождения новый трибунал сразу не понравился. Они уже были в курсе, что в других областях не гладят по головке новохристиан, уличённых в тайном исповедании иудаизма. Инквизиторы ещё не успели приступить к выполнению обязанностей, а против них уже составился заговор. Планировалось, что убийство инквизиторов, во-первых, убедит королевскую чету в нежелательности инквизиции в Арагоне. Во-вторых, надеялись, устрашить других служителей Церкви, да так, чтобы никто не согласился заменить убитых. Забегая вперёд, скажу, что с обоими пунктами вышел провал.
С деньгами у марранов было всё в порядке, и наняли они сразу человек семь плюс всяческих информаторов и помощников. Вам может показаться, что это было чрезмерным, но на самом деле заговорщики даже продешевили: несколько покушений никак не удавались. Инквизиция славилась своей осведомлённостью, так что Педро Арбуес был настороже. То маршрут изменит, то предусмотрительно отправится в путь за компанию с отрядом солдат, а то и сам, помолясь, отобьётся. Мудрый инквизитор даже стал носить под одеждой кольчугу, а на голове — стальной шлем, спрятанный под круглым колпаком.
Заказчики стали терять терпение. Время-то шло, и если и дальше мучиться с Арбуесом, как народовольцы с Александром II, то недолго ждать, пока в двери постучит комиссар инквизиции. Киллером было приказано пришить падре как угодно и где угодно, хоть в церкви (марраны-то плевать хотели на святость мест и прочие запреты).
15 сентября 1485 года после одиннадцати часов вечера, когда разошлись прихожане, погасли свечи, и только каноники в алтарной части тихими голосами читали молитвы, Педро Арбуэс стоял на коленях у одной из церковных колонн. Инквизитора было отлично видно: он находился в круге света от стоявшего рядом фонаря. Видно было и то, что тяжёлую палку, заменявшую и посох, и дубину, быстро поднять ему будет неудобно. Момент был самый удобный.
Первым напал на Арбуеса, Хуан д'Эспераиндео. Он рубанул инквизитора шпагой по левой руке, а Видаль д'Урансо сразу же нанёс сзади смертельный удар. Д'Урансо был предупреждён, что на голове инквизитора шлем, и бить надо в шею. Педро Арбуес скончался от полученных ран через два дня. Заказчики и киллеры торжествовали.
Но произведённый убийством эффект весьма отличался от того, на который рассчитывали. Все жители с чистой кровью, то есть не происходившие от евреев, узнав, что убийство совершено марранами, собрались вместе и начали преследовать новохристиан, чтобы отомстить за смерть Арбуеса (инквизицию ненавидели все от мала до велика, ага). Их возмутило убийство инквизитора как таковое, ещё больше разгневало убийство в церкви, а вспыхнуло от этого факела давнее раздражение, которое вызывали богатые новохристиане, презирающие навязанную им силой религию.
Возмущение было остановлено архиепископом Альфонсом Арагонским, который сел на коня и сдержал толпу, обещая ей, что преступники будут обнаружены и казнены смертью, которую они вполне заслужили — ведь народ решил вершить правосудие самостоятельно только потому, что обычно марраны избегали наказания, раздавая взятки.
На этот раз самые щедрые посулы оказались бесполезны, потому что делом занялись не обычные королевские следователи. Инквизиторы Сарагосы не были устрашены убийством, а само предположение о возможности их подкупа выглядело кощунственным. Они работали без устали, чтобы найти всех соучастников преступления и наказать их как еретиков, иудействующих или подозреваемых в этом, и как врагов Святой Инквизиции. Сегодня заказное убийство расследовать тяжело. Нелегко найти киллера, а ещё труднее — заказчика. Но следствие в XV веке было более эффективным. Вскоре был арестован один из убийц в церкви — Видаль д'Урансо, — и дело пошло, как по маслу.
На допросе этот наёмник... э-э, скажем так: вдруг загорелся искренним желанием сообщить Инквизиции как можно больше и сдал все явки, пароли и ключи от квартиры, где деньги лежат. Деятельные святые отцы получили в свои руки все нити заговора, и тут же начали аресты. Были схвачены все, кто хоть как-то соучаствовал в ужасном преступлении (например, давал деньги или укрывал от правосудия убийц) — соучастие понималось даже шире, чем в современных уголовных кодексах.
Хуана д'Эспераиндео и других главных виновников убийства Арбуеса проволокли на аркане по пыльным улицам Сарагосы. Им отрезали руки, поднявшие оружие в церкви, а затем повесили, как самых жалких преступников. Трупы их были четвертованы, и части тел выставили на публичных дорогах. К сожалению, главный организатор заговора Хуан д'Абадиа покончил с собой в тюрьме накануне казни, но с ним поступили после его смерти так же, как и с другими осуждёнными. Что же касается Видаля д'Урансо, любезно назвавшего всех заговорщиков, то ему было объявлено снисхождение за оказанную следствию помощь. Ему отрезали руки уже после того, как он испустил дух (вы спросите, зачем тогда отрезать? так уж положено, порядок надо соблюсти).

В 1487 году убитому инквизитору воздвигли великолепную гробницу на том самом месте, где он молился и где его смертельно ранили. На гробнице высекли следующую надпись: «Кто покоится в этой гробнице? Второй сильнейший камень, который своею силою удаляет отсюда всех евреев: ибо священный Пётр — крепчайший камень, на котором Бог основал своё дело [т. е. инквизицию]. Счастливая Сарагоса! Радуйся, что хранишь здесь погребённым того, кто составляет украшение мучеников. Бегите отсюда, бегите поспешно, иудеи, потому что драгоценный камень гиацинт прогоняет чуму». Пассаж про гиацинт и чуму особенно забавен — шутники!
А в дальнейшем папа Александр VII в 1664 году причислил Арбуеса к лику блаженных как мученика за веру. Это не единственный случай, когда инквизитор был объявлен святым: французские инквизиторы добились аналогичного решения по отношению к Пьеру де Кастельно, цистерцианскому аббату, убитому в 1204 году альбигойцами в Нарбонне, а затем итальянские инквизиторы-доминиканцы испросили этой чести для своего собрата Пьетро Веронского. Странное совпадение: всех три инквизитора, канонизованных как мученики во Франции, Испании и Италии, носили одинаковые имена.



(28 comments) - (Post a new comment)


[info]freakup
2006-09-25 12:12 pm UTC (link)
марраны-то плевать хотели на святость мест и прочие запреты

и не только марраны. Это только в сериале "Горец" в церкви не убивают.

(Reply to this) (Thread)


[info]antoin
2006-09-25 12:14 pm UTC (link)
не только в сериале
в 15 веке этот запрет был вполне себе действующим, особенно в Испании, где это была особая тэма. Там и "право убежища" было развито необычайно, до наглости.

Если уж про Шотландию, то... товарищу Роберту Брюсу не особенно тыкали на то, что он Комина зарезал в церкви, но только из-за особых заслуг перед родиной первого и преступлений второго.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]freakup
2006-09-25 12:17 pm UTC (link)
привести тебе примеры, когда в церкви убивали/применяли насилие?

как в Зап. Европе, так и в Византии.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]antoin
2006-09-25 12:19 pm UTC (link)
не путай наличие запрета и резко отрицательное общественное мнение по этому поводу с наличие случаев нарушения.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]freakup
2006-09-25 12:22 pm UTC (link)
ну насрать на этот запрет легко смогли и Филипп IV и Генрих II Английский и куча византийских императоров.

Да что далеко ходить--крестоносцы в 1204 легко на это дело забили.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]antoin
2006-09-25 12:24 pm UTC (link)
Короли это отдельный вопрос, а крестоносцы в 1204 не в католические храмы ломились. Протестанты и католики друг друга тоже где угодно резали.

(Reply to this) (Parent)


[info]posidelkin
2006-09-25 12:30 pm UTC (link)
Насколько я помню, в Италии церковь считалась классическим местом убийства. Взять хотя бы два самых значительных убийства 15 века - заговор Пацци и убийство Галеаццо Мария Сфорца.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]antoin
2006-09-25 12:35 pm UTC (link)
В Италии вообще многое было по-другому :) Там и убийство из-за угла или с помощью наёмника-браво -- доблесть и честь!

(Reply to this) (Parent)


(Anonymous)
2006-09-26 08:21 am UTC (link)
Заговор Пацци вызвал возмущение во Флоренции не только самим фактом покушения на братьев Медичи, но и МЕСТОМ исполнения, да и еще, если не ошибаюсь и временем - на пасхальной службе, да еще и при участии духовного лица... так что назвать церковь классическим местом местом для выполнения заказного убийства в Италии вряд ли можно, по крайней мере в данном случае - общественный резонанс имел место...
Может если бы Джуллиано Медичи не "прогуливал" званные обеды (на которых его собирались травануть), оставляя злоумышленникам единственное доступное место - кафедральный собор, то судьба заговорщиков сложилась бы как нибудь иначе...

С уважением, Мария

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]posidelkin
2006-09-26 08:40 am UTC (link)
Мне кажется, что одно другому не очень мешает. Общественное возмущение (в котором надо еще тщательно разделить осуждение самого покушения и осуждение святотатства) никак не отменяет того факта, что церковь действительно была излюбленным местом покушений в это время. По аналогии: всеобщее осуждение ростовщичества не отменяет того факта, что ростовщиков было полным-полно и их услугами многие пользовались :).

(Reply to this) (Parent)


[info]grashalmstahl
2006-09-25 12:21 pm UTC (link)
я считал, что "пречислен к лику блаженных" и "пречислен к лику святых" - это разные процедуры. Блаженного к лику святых могут и не причислить. Я не прав?

(Reply to this) (Thread)


[info]antoin
2006-09-25 12:27 pm UTC (link)
причисление к лику блаженных - первая ступень канонизации, для которой требуется подтверждение, по крайней мере, ещё одного чуда, совершённого потенциальным святым.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]samogon
2008-01-28 06:56 am UTC (link)
в 1867 году его таки канонизировали.

(Reply to this) (Parent)


[info]old_russian
2006-09-25 12:42 pm UTC (link)
Пассаж про гиацинт и чуму особенно забавен — шутники!

не понял шутки юмора. объясните тупому, пожалуйста.

(Reply to this) (Thread)


[info]antoin
2006-09-25 12:45 pm UTC (link)
это острословы так выразили мысль, что те, про кого они писали, такие же мерзкие и опасные, как чума, а потому на них должен действовать гиацинт, который по поверью защищает от чумы.

(Reply to this) (Parent)


[info]fat_yankey
2006-09-25 12:43 pm UTC (link)
Трупы их были четвертованы, и части тел выставили на публичных дорогах.

Означал ли такой способ казни, что их, помимо всего прочего, лишали христианского погребения? Или потом их всё-таки хоронили?

(Reply to this) (Thread)


[info]antoin
2006-09-25 12:50 pm UTC (link)
да, погребать и не думали. Это была общая практика по особо тяжким преступлениям. Например про Англию недавно писал i_grappa: Голову Леера сдуло ветром в 1753 году (31 год после насаждения на кол), голову одного из казненных в 1746 году сдуло ветром 22 года спустя.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]fat_yankey
2006-09-25 03:36 pm UTC (link)
Интересно, какая под этим была (если была) религиозная теория? Вы как-то раньше писали о мучительной казни, как пред-искуплении. Типа в этом мире отмучаешься, вечных мук меньше достанется. Тут тоже должна была бы быть какая-то связь с приключениями души в загробном мире. Ну например, на Страшный Суд четвертованному явиться будет трудновато или что-то такое. Но это мои спекуляции, а что современники думали - известно?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]antoin
2006-09-26 05:56 am UTC (link)
не слышал о специальной религиозной теории насчёт четвертования. Только обычная политическая - части можно развезти в разные области для устрашения.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]grashalmstahl
2006-09-26 06:57 am UTC (link)
Это называется медийная функция:)

(Reply to this) (Parent)


[info]mariya_mamyko
2006-09-25 12:45 pm UTC (link)

(Reply to this) (Thread)


[info]antoin
2006-09-25 12:51 pm UTC (link)
выходит, вы уже знали эту историю :)
а не знаете, чья это картина?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]mariya_mamyko
2006-09-25 01:02 pm UTC (link)
Да, история известная и интересная.
Художник Бартоломе Эстебан Мурильо. Картина 17 века, хранится в Эрмитаже.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]antoin
2006-09-25 01:07 pm UTC (link)
от истины только художник отошёл
я себе представлял такого мощного отче типа отца Тука, а тут с непокрытой головой и вовсе не в повседневной рясе :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]mariya_mamyko
2006-09-25 01:25 pm UTC (link)
Ну, так и ангел разящий говорит о том, что художник предвзято к полотну подходил. Впрочем, оно, скорее всего, заказное. Как убийство :).

(Reply to this) (Parent)


[info]_minos_
2006-09-25 01:39 pm UTC (link)
Он вполне мог обладать большой физической силой и боевыми навыками при атлетично-утонченном телосложении, а шапка уже слетела, кажется, это она там темнеет около падре.

(Reply to this) (Parent)


[info]leonid_t
2006-09-25 12:53 pm UTC (link)
Понравилось, спасибо!

(Reply to this)


[info]borianm
2006-09-25 01:10 pm UTC (link)
Да уж, умели святые отцы за своих по счетам платить, как и чуму гнать, молодцы.

(Reply to this)


(28 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…